Из истории основания финансового управления области

 

Защита финансов — это защита жизненной силы
 существования государства».
 
Е.Ф.Канкрин
 
С образованием в 1779 году Тамбовского наместничества на Тамбовщине была создана Тамбовская казённая палата, на которую были возложены функции финансово-хозяйственного управления. В её состав входили канцелярия, хозяйственное, лесное, казначейское и контрольное отделения, а также отделение питейных сборов.
Одновременно во всех уездах Тамбовской губернии были созданы уездные казначейства, подведомственные Тамбовской казённой палате. Самостоятельно казначейства не могли ни производить каких-либо расходов, ни взыскивать налоги и слагать недоимки, ни останавливать взыскание или делать отсрочки платежей. Главной функцией казначейств считалась отслеживание своевременного бездоимочного поступления доходов. Избыток доходов уездные казначейства обязаны были передавать в губернские казначейства, а после – в Государственный банк, который был открыт в Тамбове в 1864 году.
Таким образом, Тамбовская казённая палата стала распоряжаться множеством финансовых и административных дел, в том числе заведованием податным делом, надзором за налоговыми поступлениями и осуществлением финансового контроля.
В 90-годах ХІХ века компетенция казённых палат в Российской империи расширяется. На них возлагается заведование государственным квартирным и промысловым налогами. А к 1910 году к предметам ведения казённых палат стало относиться также «…общее в губернии заведование государственными налогами с недвижимых имуществ в городах, посадах и местечках».
В силу изменений в сфере налогового обложения после Великой Октябрьской социалистической революции, а также в связи с коренной реорганизацией всего государственного и общественного строя, круг деятельности казённых палат в России сильно сузился, хотя аппарат их оставался по-прежнему громоздким.
5 марта 1918 года Тамбовский губисполком принял постановление о создании губернского комиссариата финансов. А уже 5 ноября того же года был опубликован Декрет СНК от 31 октября 1918 года «Об организации финансовых отделов губернских и уездных исполнительных комитетов Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов». В дополнение к Декрету было издано «Положение об организации финансовых отделов губернских и уездных исполкомов».
С введением в действие этого положения казённые палаты, губернские акцизные управления и муниципальные финансовые органы, которые вошли в губернские финансовые отделы были упразднены, в результате чего произошла централизация всего финансового дела в губерниях.
С 1 июля 1924 года управление местными финансами было передано Тамбовскому губфинотделу, которое делилось на три отделения: сметное, счетно-доходное и инспекторский аппарат. В штате губфинотдела состояло 22 человека.
В 1928 году Тамбовская губерния вошла в состав Центрально-Черноземной области. Функции Тамбовского губфинотдела были переданы финансовому отделу Центрально-Черноземного облисполкома. В 1934 году в связи с ликвидацией Центрально-Черноземной области Тамбовская губерния вошла в состав Воронежской области. Воронежский облфинотдел осуществлял руководство и контроль над всей финансовой системой области.
 
История становления и развития финансового управления Тамбовской области
 
В связи с образованием Тамбовской области в 1937 году был создан финансовый отдел Тамбовского облисполкома, он находился в подчинении Народного Комиссариата финансов РСФСР, а с 23 марта 1946 года - Министерства финансов РСФСР.
В ведении финансового отдела было руководство работой районных и городских финансовых отделов, мобилизация денежных средств. Но главной его задачей было планирование доходов и расходов Тамбовской области.
В этот период Финансовый отдел курировал работу облуправления Госстараха по государственному страхованию, принимал участие в определении цен, тарифов, контролировал правильность и экономность расходования средств на содержание аппарата управления и разрабатывал предложения по его удешевлению в учреждениях, организациях и предприятиях. Дело это требовало профессиональных навыков.
Определённая стабильность в финансовой системе области пришла в конце 1954 года, когда руководителем облфинотдела стал опытный к этому времени финансист - Василий Маркелович Алексеев.
Следующий - уже 20-летний - этап развития финансовой системы Тамбовщины отличается заметными результатами. Труд коллективов облфинотдела, многих финорганов, отдельных специалистов часто отмечается наградами Министерства финансов РСФСР и Министерства финансов СССР. В это время финотдел возглавлял Иван Платонович Лебедев. Высокий профессиональный и организаторский уровень его заместителей: Александра Тихоновича Щербинина, Валентины Михайловны Копосовой, Тамары Ивановны Козловской, позволил им в дальнейшем возглавить самостоятельные новые очень ответственные участки работы.
А первый заместитель заведующего областным финансовым отделом Лев Николаевич Антоненко в 1987 году продолжил управление бюджетным процессом в области.
Период его руководства пришёлся на «лихие» 90-е, но Лев Николаевич, благодаря своему высокому профессиональному мастерству и необыкновенным человеческим качествам, грамотно и уверенно исполнял региональный бюджет.
Преемственность в бюджетной и кадровой политике Тамбовской области позволила пережить не только тяжёлое время. Новые задачи финансисты стараются решать также результативно.
 
Масштабные перемены
 
Уже с начала 2000-х годов, когда произошла серьёзная модернизация финансовых структур, консолидированный бюджет области становится основным инструментом социального, а потом и экономического развития области.
Главным идеологом осуществляемых преобразований в бюджетной сфере области с того времени стал доктор экономических наук, глава администрации области Олег Иванович Бетин.
На основе строгой и объективной бюджетной отчётности авторитетное международное рейтинговое агентство «Фитч» в 2011 году присвоило Тамбовской области статус «Стабильный», а в 2012 году повысило его до уровня «Долгосрочно стабильный».
Министерство финансов Российской Федерации включило Тамбовскую область в перечень субъектов с высоким уровнем качества организации бюджетного процесса.
Без тесного взаимодействия с законодательным собранием области, федеральными структурами, органами местного самоуправления такие результаты не могли быть достигнуты.

 

Список руководителей финансового органа Тамбовской области